В выставочных залах Государственного музея художественной культуры Новгородской земли открылась художественная выставка «Великий Новгород – Родина России», которая проходит в рамках празднований1150-летия зарождения российской государственности.
Выставка открывается в день, посвященный воинской доблести, чести и славе. Экспозиция включает произведения из фондов музея и мастерских современных художниковВеликого Новгорода, отображающих древнюю историю Новгородской земли, архитектурное наследие, историю Новгородапослевоенного и современного.
Адрес: Десятинный монастырь,3а, Великий Новгород
Тел.: +7 (816 2) 77 42 56
Великому Новгороду – 1153 года. Российской государственности 1150 лет. Памятнику «Тысячелетие России» - 150 лет. Великая история великого города. За последние 50 лет в его историю вошло и искусство современных новгородских художников. Зарождение российской государственности, красота и величие памятников древнерусского зодчества, непревзойденная иконопись, летописи всегда привлекали к себе писателей, философов, поэтов, художников. Многие из известных живописцев и графиков запечатлевали в своих произведениях яркий образ древнего русского города с его обширными международными связями и торговлей, с вечевой республикой. На Торговой стороне рядом с Ярославовом дворищем, где возвышались величественными храмы, возведенные богатыми купцами, стояли дворы иностранных купцов, везущих товары со всех концов Европы и Азии. Сцены бурной новгородской торговли, ярких судов, плывущих по Волхову и озеру Ильмень, шумного Вече, гуляний былинного Садко не раз становились сюжетами для картин художников 19-го - начала 20-го столетий. Здесь писали храмы и Кремль московские и петербургские живописцы Н. Сычев, В.Талепоровский, Е.Эвенбах, Н.Толомачевская, К.Петров-Водкин, С.Герасимов, П.Кончаловский и другие. Н.Рерих даже участвовал здесь в раскопках и не раз в своей творческой жизни обращался потом к новгородской теме. Но своих, новгородских художников, здесь не было. И только в середине 50-х годов прошлого века в Новгород стали приезжать многие выпускники петербургских и московских художественных заведений. Привлеченные красотой и могучей историей Новгорода, они оставались здесь на всю жизнь. Сначала их были единицы. Но они впервые от Новгорода стали участвовать в крупных всероссийских выставках, создали свое отделение Союза художников в Новгороде. Теперь в Новгородском Союзе - более ста художников разных поколений. Первым профессиональным живописцем был теперь народный художник Д.Журавлев. Именно он возглавил творческий союз, стал родоначальником современной новгородской школы живописи. Вместе с ним трудились художник, архитектор-реставратор Г.Штендер, живописец и реставратор новгородской иконописи В. Чехонадский, живописец и театральный художник Л.Новикова, В Рябов, В.Филипченко, Д.Кондратьев, А. Завьялов и другие. Ветеран войны одессит С. Пустовойтов, молодым солдатом защищавщий Новгород во время Великой Отечественной войны, получивший контузию в боях на Ильмень-озере и едва выживший, после войны не смог жить без великого города, вернулся и посвятил Новгороду всю свою творческую жизнь. Восхищенный творением древних мастеров, он писал и писал его памятники древнерусской архитектуры, его храмы в любую погоду, в любое время года. Был у него черный период в творчестве и голубой, но храмы всегда выходили в его акварелях могучими и великолепными, вобравшими в себя силу и мощь русских воинов и дававшими людям веру и надежду. Эти первые художники стояли у истоков профессионального искусства в Новгороде. С годами к ним присоединилась целая плеяда молодых живописцев и графиков: Б.Непомнящий, Е.Сущеня, А.Варенцов, Э.Иванов, Т.Пестова, Б.Петров, В.Стуков, В.Смоляр, В.Трофимов, Н.Захарова, А.Васильев, затем и более молодые живописцы В.Сахарова, Г.Филлипова, Б.Яманов и другие. Произведения новгородских художников экспонировались на самых крупных выставках в стране и за рубежом. Лучшие из них хранятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и за рубежом. Но самое главное – в музеях Великого Новгорода, составляя крупную часть их коллекций. А Музей художественной культуры новгородской земли был и создан для того, чтобы сохранить для потомков современное искусство Великого Новгорода. Его собрание состоит в основном из произведений художников - наших современников – живописцев, графиков, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Каждый месяц в его выставочных залах меняются экспозиции, широко представляя творчество новгородцев, привлекая на вернисажи тысячи любителей искусства. Теперь это - неотъемлемая часть истории Великого Новгорода. Без творчества новгородских художников теперь трудно представить его культурную жизнь. А они не могут представить себя без Великого Новгорода. Живут им, волнуются за него, преображают его… Город навсегда вошел в их сердца, в их души, в их творчество. Он их постоянное вдохновение. И они вписали в его новую летопись свои художественные страницы. Ученые до сих пор спорят о великих исторических событиях, происходивших в Новгороде и влиявших на ход российской истории, где и когда они происходили. А художники ищут и находят их в своем воображении, глубоко переживая его трагедии, восхищаясь его могуществом, широтой земель, искусством древних мастеров, образованностью горожан, писавших свои письма на бересте, перенося в своих работах нас на много лет назад, делая очевидцами грандиозных битв и событий и простой жизни средневековых горожан. Мощь памятников древнерусской архитектуры, иконописи, тысячелетняя история Великого Новгорода захватывала их грандиозностью событий и личностей, неразгаданной тайной. Они любят ходить по новгородским улицам, любуясь его храмами, когда словно ощущаешь дыхание многих поколений живших здесь людей. Даже дух захватывает, будто смотришь с «высоты» своего времени в огромную «пропасть» истории. И возникают перед твоими глазами и величественный Софийский собор, у которого Александр Невский собирает в поход дружину, и Великий мост через Волхов, и красочные народные гуляния, и пожары, и голодные неурожайные годы, и жестокая расправа с новгородцами Ивана Грозного, и вдохновенная работа гениального Феофана Грека в церкви Спаса Преображения, и четырехлетняя оккупация Новгорода, из которых три года город был линией фронта и почти полностью уничтожен бомбежками и обстрелами, когда немецко-фашистские захватчики устроили в куполе храма наблюдательный пункт и фрески не полностью, но чудом уцелели, как и сама церковь… («Святой Александр Невский», «Спаси и сохрани» Д.Журавлева, «София» заслуженного художника России Л. Новиковой, «Феофан Грек» Ю.Ерышева, «Юный новгородец» и «Кремль» Е.Сущени, «Ярославово дворище» В.Филипченко, «Новгородское вече» Рубцова, «Валдай. Иверский монастырь» Заслуженного художника России Б.Яманова…). У каждого из них свой Новгород. Народный художник России Д.Журавлев, первые годы живший с семьей в новгородском кремле и хорошо знающий детинец как бы изнутри, пишет гордую белокаменную Софию с особенной любовью и нежностью. Ему импонирует ее величие и торжественность. Предпочитая крупные внушительные изображения, в которых можно передать значительные характеры и сильные чувства, духовную сосредоточенность, он создает в традициях новгородской иконописи яркий образ святого А.Невского с копьем в руке, с нимбом и крыльями, как вечного воина, защищающего Великий Новгород. Ю.Ерышев возвращает нас в грозные 40-вые, когда обгоревший, израненный артобстрелами новгородский кремль держится как воин под сурово нависшими над ним небесами, и могучие колокола звонницы Софийского собора беспомощно лежат в грязном смешанном взрывами с землею снегу. Крепкая композиция, эмоциональная напряженность, особый ритм изображения делает эту картину надолго запоминающейся. Ученый, архитектор-реставратор, живописец Г.Штендер в 60-70-ые годы создал многолетний цикл живописных полотен «Древний Новгород». Глубокие научные знания ученого, реставратора преобразовывались и одухотворялись талантом и фантазией живописца. Г.Штендер вообще видел Новгород не таким, как мы видим сейчас, а с детинцем, внутри стен которого грациозно стоят высокие бревенчатые терема и церкви с башенками, и крепкие избы новгородцев и между ними - бревенчатые мостовые… И еще с белокаменной звонницей и кремлевской стеной еще не краснокирпичной, а сложенной из крупных камней-валунов с иконой Богоматери над входом и каменными крестами в стене, с былинными богатырями на быстрых сильных конях… При всей условности пластического языка могучий образ средневекового Новгорода на его полотнах не только ярок, красив, но и исторически достоверен. Полотна В.Рябова притягивают к себе мощной симфонией красок, особым ритмом, крепкими композициями, глубочайшими тонами. Цвет в его полотнах живет совершенно самостоятельной жизнью, восхищая, волнуя, увлекая. Так он писал образ зеленого звенящего лета и золото-рыжей осени («Новгород»). Великолепный, тонкий живописец, Л. Новикова любила писать Софийский собор особенно весной. На ее холстах он возвышается могучий, грандиозный, блестящий золотым куполом на фоне лазурного неба («София»). Как-то она призналась, что золото на голубом – ее любимое сочетание цветов. «Это еще и Андрей Рублев любил», - добавила она. Метафорично творчество Д.Кондратьева. И всегда присутствует на его полотнах горькая драматическая нота. Он сознательно выбрал язык примитивизма, опираясь на народное творчество, выработал свой язык, свою знаковость цветов, выразительно повествуя о нелегкой судьбе русского народа, всегда надеющегося на совесть и правду («Птица добрая», «Прости, Господи», «Движение»). В ярких динамичных темпераментных полотнах заслуженного художника России А. Варенцова - восхищение мощной красотой краснокирпичного кремля с его башнями на фоне изумрудной зелени деревьев и трав, восторг перед необъятностью новгородских земель и водных просторов Волхова и легендарного Ильмень-озера. Е.Сущеня, раскрывая сущность средневекового города, пишет его кремль и соборы в манере художников эпохи Возрождения, но освещая при этом все вокруг огненно- красными цветами заката, тем самым подчеркивая исключительность судьбы русского государства. В.Трофимов преклоняется перед могучей монументальностью его крепостных сооружений и храмов древнего Новгорода, В.Чехонадский – даже в суровых очертаниях Юрьева монастыря и Георгиевского собора - видит нежность русской души, Б.Яманов изображает на своих полотнах сказочность, праздничность, фольклорную яркость жизни новгородцев. А.Васильев - уютную русскую усадебность. Васильев изумительно передал ощущение металла, из которого древними мастерами искусно выполнены сценки из жизни среневекового европейского города с бликами тени от веток деревьев и ажура с игрой цвета витражей готических соборов («Сигтунские врата Софийского собора». Народный художник России Б.Непомнящий в своем творчестве обращается не только к историческим корням России, но и к русской литературе, иллюстрируя произведения Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, жившего и работавшего на новгородской земле в Старой Руссе, создавая портреты русских писателей и поэтов («А.С.Пушкин», «Н.Островский», «А.Блок», «Н.Герцен в Новгороде». В его иллюстрациях к «Запискам из мертвого дома» Ф.М.Достовского, выполненных в технике офорта с величайшим мастерством, он предстает не только искусным художником, но и глубоким философом-мыслителем. В.Сахарова пишет нежные, словно тающие в весеннем утреннем тумане в окружении безлистных еще деревьев с кудрявыми ветками знакомые очертания Знаменского собора и церкви Спаса Преображения, чьи стены расписывал 630 лет назад гениальный Феофан Грек. Спокойное величие новгородских храмов зимой, созерцательно-задумчивое настроение царит на полотнах Минкевича. Сцены современной жизни на фоне стен древнего кремля контрастно изображает О. Саулов. Г. Филлипова изображает коллег-реставраторов фресок неожиданно за чаепитием в храме, за длинным импровизированным столом. Молодые, увлеченные любимым делом, они даже во время дружеской беседы поднимают лица и глаза вверх, на фрески древних мастеров, словно боясь упустить в них, не заметить что-то самое важное... Кипучее страстями новгородское Вече изображает Рубцов на своем полотне, напоминающем декорации к историческому спектаклю с тщательно продуманными костюмами новгородцев разных сословий - от бояр и богатых купцов до простолюдинов. В. Булганин строго и печально пишет разрушенную войной церковь над замерзшей рекой и заснеженной землей под тяжело нависшими над ней холодными небесами – неугасающая горечь потерь и память о страшной войне. А Г.Булганина видит Новгород радостно, в Ганзейском Союзе, по-европейски изображая вид со стороны кремля через Волхов на Ярославово дворище, где стояли дворы и лавки иностранных купцов. Красиво и неожиданно – прямо на гребнях волн, словно защищая город и торговые суда, поднялись чудесные сказочные, будто сошедшие со старинных фамильных гербов то ли львы, то ли единороги… И радостно, и ярко украсили Ярославово дворище не клумбы, а высокие экзотические цветы-деревья… Да, у каждого из художников свой Новгород, любимый и неповторимый... А вот любовь к нему – на всех одна. Они не устают любоваться его церквами и соборами, слушать звон колоколов Софийской звонницы и монастырей в его окрестностях, чувствовать, как живет, движется, меняется на их глазах Великий Новгород. И все вместе они художественным языком пишут новые страницы его истории.
ТАТЬЯНА ЗОЗУЛЕНКО
Последние комментарии
8 лет 36 недель назад
9 лет 18 недель назад
9 лет 27 недель назад
9 лет 46 недель назад
10 лет 3 недели назад
10 лет 33 недели назад
10 лет 35 недель назад
10 лет 37 недель назад
10 лет 40 недель назад
10 лет 40 недель назад