В музее художественной культуры Новгородской земли 23 декабря в 16.00 открылась персональная выставка Александра Олигерова, где художник знакомит зрителя со своим последним арт-проектом "Посвящение ненаписанным стихам", выполненным в стилистике модернизма, а точнее летризма.
Эта первая выставка в нашем городе за двадцать лет.
Сегодня работы художника чаще можно видеть в зарубежных галереях, нежели в родном городе. Поэтому вернисаж, открывающийся на днях в залах Государственного музея художественной культуры Новгородской земли, — событие долгожданное и уникальное.
Такое же, как и сам художник, и его работы, отличающиеся яркостью цвета, необычностью образов, форм. Модерн — одним словом. Накануне открытия выставки корреспондент «НВ» встретилась с художником в его мастерской.
— Александр, нынешняя выставка — пятая персональная только в этом году, но первая — в Новгороде за последние 20 лет. С чем это связано?
— У меня очень плотный выставочный график: с одной выставки картины переезжают на другую… Поэтому собрать большую полноценную выставку быстро не удаётся. Да и по поводу зрителей в Новгороде были сомнения. Так уж складывается, что провинция сильна традициями — академической живописью. Города, стоящие далеко от столиц, имеют свою цельную, сложившуюся жизнь. В Новгороде ситуация иная: находясь между Питером и Москвой, люди понимают, что они всегда могут сесть в автобус и через пару часов окунуться в другую жизнь. То же самое и среди художников: только он начинает выбиваться, работать в другом ключе — тут же всеми правдами и неправдами старается переехать в Питер или Москву и продолжает свою карьеру уже там.
— Может быть, активная выставочная деятельность за границей объясняется ещё и тем, что ваше искусство там давно уже стало классикой…
— Мои работы, а не искусство. Не я же модерн создавал. Но при этом был даже такой анекдотический случай, когда я предложил одной нью-йоркской галерее свои работы. Тот салон занимается африканским искусством. А у меня есть проект «Русская Африка»: яркая, сочная, большие линии, пятна, где-то напоминающие африканский этнику. Я подумал, что это весьма пикантно, и послал им его на рассмотрение. В ответном письме они очень вежливо сообщили, что я, наверное, не в курсе современного африканского искусства. И то, что я прислал, — очень старо. Работы на холстах их давно не интересуют. Другое дело — видео, медиа.
— Как вы считаете, нужна ли художнику-модернисту академическая школа?
— Точно не могу сказать. Для любого художника важно поставить вкус, отношение к искусству, жизни. А это достигается долговременным ученичеством. По-моему, всё равно, в каком стиле заниматься живописью: академическом или сразу в современных направлениях, но обязательное условие — хороший учитель, который видит твой темперамент, тяготение к цвету, формам.
— Получается, реалистические пейзажи — это уже позапрошлый век?
— Против академического реализма я ничего не имею, я его преподаю, мало того, многие мои ученики, особенно — наиболее успешные, работают в академическом реализме. Почему же так происходит, спросите вы. Для этого нужна среда. Моя среда была вне Новгорода, я сюда из неё приехал и продолжаю в ней находиться. Новгород — моя мастерская. Если говорить о живописи как о профессии, то такой профессии в Великом Новгороде нет, не будем лукавить. Здесь есть рынок, но дальше сувенирной живописи он не идёт. Есть люди, которые занимаются живописью и подрабатывают для жизни, а есть те, которые работают и пописывают по выходным. Счастливцы первые, но их немного.
— А себя вы к первым причисляете или ко вторым?
— К первым. Но я давно вышел за рамки новгородского маркета. Ведь главное в арт-рынке — люди, которым нравится живопись, которые могут сопереживать до слез, до боли увиденной работе, стиху или музыке. А это — все-таки специфическая аудитория. Когда на человека начинают влиять пятно, линия, пластика, образ в целом, тогда можно говорить об эстетике восприятия.
— Название выставки «Модернизм» говорит само за себя. Тем не менее, что за работы мы там увидим?
— Это работы последних лет. Ядро моей выставки составляют картины, выполненные в стиле летризма. Это — одна из веточек развития модернизма, одно из направлений в современном искусстве, использование в картинах нечитаемого текста как графического элемента. Он далек от каллиграфии, но интересен мне тем, что графика почерка в таких картинах иногда больше говорит об авторе, чем он даже думал и хотел. Вы когда-нибудь обращали внимание на рукописи Пушкина? Их графика абсолютно живая и способна многое рассказать нам о поэте. Я имею в виду черканные-перечерканные рукописи с рисунками на полях. Для сравнения можете представить поднесенное им стихотворение императору, чистенько написанное на гербовой бумаге. Это же мёртвая вещь! Я, конечно, далек от минимализма в этом проекте, поэтому у меня не просто графические тексты на всю картину, а только как ее составная часть наряду с образами или абстрактной живописью.
— Это правда, что наброски к будущим картинам вы делаете на компьютере?
— Всегда, вот уже последние лет десять. Ведь самое серьёзное оружие у художника, которым он владеет, — это отбор. Он начинается с замысла, первых штрихов и заканчивается, когда работа выносится из мастерской. Художник должен сомневаться: отвечать за каждый штрих, цвет, линию. Для одной работы я создаю до 200 эскизов. Представьте: если бы я писал их маслом, гуашью, на холсте — сколько бы времени и материалов на это ушло? А на компьютере за час я делаю до ста вариантов.
— Вы являетесь членом Парижского союза художников. Интересно, чем эта организация отличается от российской?
— Союз художников за рубежом не имеет зачастую определенной планки — ни географической, ни качественной. Это его плюсы и минусы. Плюс в том, что он очень демократичен, гибок, а минус — в том, что ты, собственно, не знаешь, что и ожидать. Например, на парижском салоне я видел всяких котят, очень сладенькие цветочки — невероятно салонные картины. У нас бы они просто не прошли на областную выставку, а там выставляют в Лувре.
Надежда ВЫЛЕГЖАНИНА
фото Владимира БОГДАНОВА
Последние комментарии
8 лет 43 недели назад
9 лет 26 недель назад
9 лет 35 недель назад
10 лет 1 неделя назад
10 лет 10 недель назад
10 лет 40 недель назад
10 лет 42 недели назад
10 лет 44 недели назад
10 лет 48 недель назад
10 лет 48 недель назад