
С 26 январяв выставочном зале Музея изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника (пл. Софийская-Победы, 2) начинает работу выставка «Мастера натюрморта. Традиции народной культуры в произведениях В.С. Рябова, Д.В. Журавлева, Л.П. Новиковой, Д.С. Кондратьева». Выставка приурочена к 50-летию создания Новгородского отделения Союза художников России.
На ней представлено десять натюрмортов из собрания Новгородского музея-заповедника. Посетить выставку можно до 12 марта.
Изображение предметов - это не «мертвая натура», а «живые» действующие образы, способные рассказывать не только о своей сущности, но также о творческой позиции их создателей. Структура натюрморта, его постановка, выбор точки зрения, характер трактовки вещей всегда заключают в себе определенный, заложенный автором смысл. Даже при внешней элементарной простоте натюрморта язык изображения может быть глубок и неисчерпаем, передавая через «портрет» вещи «портрет» мира. Среди компонентного разнообразия натюрморта наиболее часто встречаются изображения предметов народного быта, когда утилитарная вещь традиционной культуры воспринимается как знак, образно передающий «связь времен».
В творчестве старшего поколения новгородских мастеров, ставших основателями областного отделения Союза художников, натюрморт являлся одним и излюбленных жанров, позволяющих ярко и самобытно сочетать художественные традиции и новации.
Именно в натюрморте наиболее убедительно проявился свежий и сильный талант Дмитрия Журавлева (1933 г.р.), целенаправленно ведущего поиски индивидуального изобразительного языка. Художник сумел избежать банальных этнографических постановок. Например, в таких эпических работах как «Натюрморт с глиняной посудой» (1964) и «Натюрморт с мезенской прялкой» (1977) живая теплота народной вещи получает воплощение в полнозвучном живописном образе, искренне и с любовью передающем красоту обыденного предмета. Свободно широкой кистью художник запечатлевает натуру, усиливая пластическую выразительность каждого предмета в отдельности и в их гармоничной совокупности. Но в традиционных предметах Журавлева привлекает нечто более серьезное, чем внешняя материальная форма, а именно – заключенная в них память поколений, ее глубокая взаимосвязь с современностью.
Живописная экспрессия – основа пластически выразительных предметов в натюрмортах Владимира Рябова (1932 – 1999). Художник видел рождение образа в краске, предпочитал использовать открытые яркие цвета, организующие динамику композиции, смело вводил интенсивный черный, придающий богатство и силу общему колористическому строю. В «Натюрморте с курительной трубкой» (1965) вещественный образ и творчески выявленный цвет органично сливаются друг с другом, позволяя воспринимать в новом свете подлинную красоту натуры. Монументальность и устойчивость присуща работе «Натюрморт с вербой» (1980), в которой живые, полновесные формы предметов крепко и основательно выстроены, их материальная тяжесть усилена контрастом наслаивающихся насыщенных глубоких цветов. В мире вдохновенно изображенных художником вещей весомо и зримо проявляется бытие времени.
Очевидна мировоззренческая позиция при создании натюрморта Дмитрием Кондратьевым (1928 – 2008). Художник отражает через мир вещей собственную систему принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих его отношение к действительности. Иносказательная ипостась художественного образа в натюрморте «Хлеб» (1985) формируется лаконично и емко через предметы крестьянского быта на основе их традиционно закрепившегося смысла. Это позволяет мастеру вскрыть глубинные пласты темы народной жизни, проходившей «красной нитью» через все его творчество, более того - выйти за пределы обычного ее отражения, обнаруживая не только современное, актуальное содержание, но и вневременное.
Художественное видение Ларисы Новиковой (1930 – 1998) глубоко лирическое. Исполненные ею натюрморты звучат по-разному, но все они полны желанием передать красоту предметного и природного мира. Яркая декоративность — качественная особенность натюрморта «Игрушки» (1970), напрямую связанная с традициями народных промыслов. Тогда как натюрморт «Половодье» (1976) проникнут особой поэтичностью и пленэрной свежестью, запечатленные цветы живут на полотне, они трепетные при всей заметной весомости фактуры и, кажется, отражают первородную силу природы. В выборе предметного ряда каждой работы проступает национальный образ мира, характер мышления художника, ее чувств и восприятия жизни.
Новгородские мастера, органически ощущая духовную причастность к русской культурной традиции, создали подлинно национальные произведения, которые воплощают связь с родной землей, отображают основы народной жизни, преемственность поколений и одновременно проникнуты современным мироощущением.
Аккредитация СМИ: Болдова Маргарита Николаевна, 8 921 730 93 94, 77 37 38
Последние комментарии
9 лет 13 недель назад
9 лет 48 недель назад
10 лет 4 недели назад
10 лет 23 недели назад
10 лет 32 недели назад
11 лет 10 недель назад
11 лет 12 недель назад
11 лет 14 недель назад
11 лет 18 недель назад
11 лет 18 недель назад