Семён Иванович Пустовойтов (1921-1995)

 

Семён Ива́нович Пустово́йтов ) — советский, российский художник-акварелист, широко известный изображением древних храмов Новгорода. 18 января 1994 года Пустовойтову Семёну Ивановичу «за большой личный вклад в культурно-историческое наследие Новгорода» было присвоено звание «Почётный гражданин Новгорода»

Семен Иванович Пустовойтов родился 9 мая 1921 года в г. Одессе. Воспитывался в детдоме. В 1939 году Семен Иванович поступил в Одесское среднее художественное училище, но потом был призван в армию, военную присягу принял 21 сентября 1940 года при 151-м авиационном батальоне, а в 1941 году началась война. Семен Иванович воевал в стрелковой дивизии, был сначала рядовым, а потом - командиром стрелкового отделения. 

В годы войны Семен Иванович Пустовойтов оказался на новгородской земле. Это была первая встреча с древним Новгородом. Памятники архитектуры этого города произвели на С.И.Пустовойтова такое сильное впечатление, что он решил сюда вернуться. 


В боях за г. Старую Руссу Пустовойтов был тяжело контужен, долго лечился в госпитале в г. Калинине. 21 сентября 1945 года С.И. Пустовойтов был демобилизован из армии по состоянию здоровья. Контузия была настолько сильна, что врачи говорили о том, что Семен Иванович вряд ли будет читать и писать, но Пустовойтов нашел в себе силы победить недуг. 
Впоследствии, Указами президиума Верховного Совета СССР от 7 мая 1970 года, 11 марта 1985 года за участие в Великой Отечественной войне Семен Иванович Пустовойтов был награжден Орденом Славы III степени, Орденом Отечественной войны II степени, а также, в период с мая 1965 по март 1995 года был награжден пятью юбилейными медалями и юбилейным знаком. После выздоровления он продолжил учебу в Одесском среднем художесвтенном училище на живописно-педагогическом отделении, которое закончил в июле 18951 года, получив квалификацию художник-исполнитель. Дипломной работой С.И. Пустовойтова была картина "Микула Селянинович и Вольга", которая в настоящее время находится в Одесском археологическом музее.

В конце 1951 года Семен Иванович Пустовойтов вместе с женой, Галиной Яковлевной, переезжает в Новгород на постоянное место жительства. Первым местом работы в Новгороде был музей-заповедник, затем С.И. Пустовойтов перешел на работу в Новгородские художественно-производственные мастерские. Также художник сотрудничал с Новгородским областным Домом народного творчества. Он выезжал в отдаленные районы Новгородской области, выявляя самобытных, талантливых художников. 

В 1964 году Семен Иванович Пустовойтов был принят в Союз художников СССР. 

В 1967 году художник участвовал в реставрации успенского собор Троице-Сергиевой Лавры, за что был награжден памятной медалью. 

Семен Иванович Пустовойтов - один из первых участников художественных выставок в областном центе, в северном регионе, участник Первой всесоюзной выставки акварели в 1965 году и многих последующих - всесоюзных, республиканских, региональных, международных. Его первая персональная выставка "Древний Новгород" проходила в 1967 году в г. Одессе, а первая персональная выставка в Новгороде состоялась в 1968 году. Десятки его персональных выставок видели новгородцы, одесситы, жители Старой Руссы, работники многих предприятий, больниц, куда художник приходил сам, чтобы рассказать людям об акварели. Случалось и так, что импровизированный показ новых работ происходил прямо на улице, если Семен Иванович встречал по пути своих знакомых. Он был искренен, доверчив и в жизни, и в работах. 

Еще при жизни Семен Иванович Пустовойтов стал подлинным классиком. Его произведения хранятся не только в Новгородском государственном музее-заповеднике, но и одесских музеях, в Санкт-Петербурге, в частных коллекциях нашей страны и за рубежом. Они экспонировались в Росии, Румынии (1965 г.), Чехословакии (1966 г.), Югославии, Польше, Японии (1971 г.), Австрии (1992 г.). В 1971 году С.И. Пустовойтов становится членом Художественного фонда СССР. 

Любой этап творчества Пустовойтова представляет интерес, но по-настоящему новгородского живописца прославили его знаменитые акварели, которые он начал писать в 1970-е годы, когда главной темой его творчества стал древний Новгород, его памятники архитектуры. Семен Иванович говорил, что древняя архитектура, которую он пишет, то есть его натура, уже сама по себе есть произведение искусства. Творческая свобода, мастерство, непосредственность позволили ему артистично, легко, большими сочными живописными планамистроить свои композиции, главные герои которых - древнерусские храмы. Только одна серия "Великий Новгород", созданная им в 1970-1980-е годы, состоит более чем из 500 листов акварелей, большая часть которых хранится в новгородском музее. 

Романтическая приподнятость, драматизм, одухотворенность всегда были свойственны произведениям С.И. Пустовойтова. Художник создавал не только акварели, но и живописные полотна. Картина "Ледовое побоище" долгое время оставалась мечтой. Первый вариант картины (150х300 см.), созданный в 1963 году, хотя и был одобрен академиком живописи, автором известнейшего триптиха "Александр Невский" П.Д. Кориным, но не удовлетворил автора. Новый подход к героической теме был сделан еще раз в 1972 году. Картина "Ледовое побоище" ([250х400 см]) украсила фойе кинотеатра "Новгород" (в г. Новгороде). Другой вариант картины "Ледовое побоище" (250х400 см.) Семен Иванович не успел закончить, ныне ее дописывет художник А.Н. Шиманин. Известны также картины С.И. Пустовойтова "Новгородские ушкуйники", "Утро Великого Новгорода" (1972 г.), "Летописец", "Послы Новгорода у Александра Невского в 1241 году" и другие. 

Есть один интересный факт в жизни и творчестве С.И. Пустовойтова, когда в середине 1980-х годов в Новгороде снимался фильм "Господин Великий Новгород". Режисер картины А. Салтыков заказал именно Пустовойтову десятки акварелей ногородских памятников архитектуры, которые по сценарию уничтожаются фашистами. Семен Иванович выполнял заказ не на скорую руку, а вкладывал в каждую акварель свою душу, талант, хотя и знал, что вскоре они сгорят. 
Особый раздел творчества С.И. Пустовойтова - это его общение с людьми, устное и письменное. В этом смысле он был настоящим явлением в культурной жизни города. Сколько всего написано Семеном Ивановичем акварелей, картин вряд ли кто-нибудь подсчитает, потому что художник очень любил людей и не продавал, а щедро дарил свои произведения друзьям, знакомым. Они есть во многих новгородских семьях, причем часто у людей, с которыми художник даже не дружил, а просто общался. 

А дружба и переписка связывала С.И. Пустовойтова со многими известными людьми, такими как, академики П.Д. Корин, Д.С. Лихачев, Архиепископ Новгородский и Старорусский Сергий (Голубцов), музейный работник Н.Г. Порфиридов, и другими. 

Прожив большую часть своей жизни в Новгороде, С.И. Пустовойтов никогда не терял связи с Одессой - городом своего детства и юности. Он также подарил множество своих работ одесским друзьям. Большой коллекцией пейзажей художника располагает музей личных коллекций им. А.В. Блещунова, ведь при жизни С.И. Пустовойтова и А.В. Блещунова связывала тесная дружба.

Просматривая переписку С.И. Пустовойтова, можно обнаружить удивительную особенность - на конвертах писем, отправляемых им друзьям, Семен Иванович делал рисунки, по сути - это акварельная миниатюра.

С.И. Пустовойтов был активным членом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, в январе 1987 года Президиумом Центрального Совета ВООПИиК он награжден нагрудным знаком "За активную работу в обществе". 

Постановлением Новгородской городской управы от 18 января 1994 года №9 Пустовойтову Семену Ивановичу было присвоено звание "Почетный гражданин Новгорода". 
  Почетные граждане Великого Новгорода
  Список граждан, имеющих звание "Почетный гражданин Новгорода"
Семен Иванович Пустовойтов ушел из жизни 15 декабря 1995 года. 9 июня 2001 года, на фасаде дома, где жил Семен Иванович с 1963 по 1995 годы, установлена мемориальная доска. 


Выставки произведений художника проходят и после его смерти. Семен Иванович Пустовойтов - выдающийся человек не только для Новгорода, но и для всего культурного мира. Он посвятил себя служению во благо и величие Новгорода, который теперь называют Великим.