Выставка «Моя Вселенная – Древний Новгород». К 100-летию со дня рождения С.И. Пустовойтова»

14 мая в Музее изобразительных искусств (пл. Победы-Софийская, 2) открылась выставка «Моя Вселенная – Древний Новгород». К 100-летию со дня рождения С.И. Пустовойтова». На выставке представлено более ста произведений живописи и графики из фондов Новгородского музея-заповедника, Центра музыкальных древностей В.И. Поветкина и частной коллекции Вячеслава Волхонского.

Посетители выставки также смогут ознакомиться с письмами художника, которые отличаются образностью языка и глубоким содержанием.

Новгородский музей-заповедник обладает самым большим собранием произведений художника, которое складывалось на протяжении многих десятилетий. В 2016 году дочь художника Ирина Семеновна Савельева передала в дар музею более восьмисот экспонатов – это рисунки и эскизы, выполненные в годы учебы в Одесском художественном училище, новгородские работы от первых до последних лет, фотографии, краски, кисти художника. Коллекция уникальна по художественной значимости и представляет большой историко-культурный и мемориальный интерес. Многие произведения и предметы вошли в состав юбилейной выставки.

 

В конце 1951 года С.И. Пустовойтов переехал в Новгород из Одессы. Его привлекла богатая история города, его культура и искусство. Атмосфера возрождающегося после войны города, постоянные контакты с творческими людьми – архитекторами, реставраторами, художниками – определили круг интересов С.И. Пустовойтова. Он работает сначала в театре, затем в музее-заповеднике и художественно-производственных мастерских, сотрудничает с областным Домом народного творчества. Произведения этого периода очень разнообразны – это исторические и былинные сюжеты, виды города, портретные рисунки. Он работает маслом и гуашью, акварелью и карандашом.

В середине 1960-х годов С.И. Пустовойтов перешел к крупному формату. Он изображает новгородские храмы портретно, нарядно, преимущественно в чистых и светлых тонах. В 1964 году Семен Иванович одним из первых в Новгороде был принят в Союз художников РСФСР.

На выставке представлена значительная часть большеформатных акварелей из монументальной серии «Новгород» 1970-х – 1990-х годов, героями которой являются памятники древнерусской архитектуры – ц. Спаса на Ковалеве, Вяжищский монастырь, Софийский и Георгиевский соборы, Молотково, ц. Иоанна Богослова на Витке. В работах этой серии есть трагизм и романтика, точность в передаче натуры и каждый раз новое открытие храма или целого ансамбля, а через них – истории и судьбы России. В них полностью отсутствуют бытовизм и описательность, но есть сочетание глубокого тревожного лиризма и эпической широты. Лучшие акварели не только передают